05.08.2013 в 18:41
Пишет
Reymas:
Виктимы, агрессоры, заботливые и инфантилы в каждом человекеЯ часто слышу такой аргумент против соционики, что мол "а я вот в такой ситуации веду себя как инфантил, а в такой как виктим, а в такой как агрессор, а в такой как заботливый. Значит, я ни к одному ТИМу не принадлежу, и вообще соционика - лженаука"
Ну, что лженаука я не спорю, но такой феномен она объясняет, причем достаточно легко, если заняться ею углубленно, а не на уровне описаний. Ну и если не видеть в ней средство ограничения, конечно. В каждом человеке есть, грубо говоря, различные сферы его сознательного Я и бессознательного.
В каждом из нас есть все ЧЕТЫРЕ вектора поведения.
Т.е. в определенных сферах, и это совершенно нормально, мы проявляем в себе черты всех четырех типов личности с проекцией в те ТИМы, которые соотносятся с нашим набором функций. Базовый ТИМ, т.е. тот, который принято считать доминирующим, это тот вид реакций и поведения, который является костяком личности, и был бы идеально комфортен, если снять с нее все социальные установки, вылечить от невроза, психоза, депрессии, синдрома хронической усталости и.т.д.
читать дальшеНо мы знаем, что это вообще маловероятно, и соответственно людей чистых ТИМов, т.е. людей, которые живут АБСОЛЮТНО в мире с собой, тотально принимая себя и окружающих, просто нет, и именно поэтому чистых ТИМов не существует. Причем, если бы такое было возможно, то выглядело бы так.
Первая стадия - это когда человек тотально согласен с тем, каков он есть, и кристально чисто видит свои слабости и сильные стороны, не пытаясь подменить одно другим.
И, соответственно, принимая себя таким, притягивает к себе дуала - человека, идеально его дополняющего, с которым ему удается построить гармоничные отношения.
В депрессии ТИМ ведет себя как контролер, в психозе как заказчик, а в неврозе как активатор (реже смесь активатора с дуалом).
Максим в неврозе ведет себя как виктим в негативе. Т.е. считает себя жертвой, придумывает поводы, почему он не мог защитить себя или кого-то важного для него (повести себя агрессивно, отстоять свои права, границы), почему мир жесток, а он должен страдать и.т.д.
Максим в депрессии ведет себя как инфантил в негативе. Пошли вы на хуй все со своими правилами, они неправильные. У тебя есть правило, и я его сейчас нарушу, и ты поймешь, что все правила всегда нарушаются, как однажды были нарушены мои. Нет правды в этом мире, нет ее и выше. Никому и ничему нельзя верить.
Максим в психозе ведет себя как заботливый в негативе. Туда не ходи, сюда не ходи, это надень, это сними, это ешь, это не ешь, это убери, должен быть идеальный порядок, вести себя надо только так, и т.д. Это маниакальный гиперконтроль всех, кто в его зоне влияния. Стремление установить жесткие и авторитарные, утилитарные правила ДЛЯ ВСЕХ.
Разница между нормальным поведением агрессора и поведением агрессора в психозе заключается в том, что агрессор в адекватном состоянии допускает отклонения от установленной им нормы там, где это не важно для той сферы, которую он контролирует. Он помогает принять правила и увидеть их пользу, их необходимость и эффективность. В психозе он параноидально выискивает несоответствия своим правилам и маниакально стремится взять под контроль малейшие детали жизни тех, кто находится под его контролем. Т.е. все до мелочей, включая то, насколько они чистоплотны, какие имеют убеждения, что едят, что одевают, с кем спят и.т.д.
Эту же аналогию можно провести для любого ТИМа.
Но проявление других векторов в человеке возможно не только через негатив. Через негатив они идут тогда, когда человек не может принять себя и свою суть и стремиться стать кем-то другим, ну или в силу каких-то глубоких травм. А вот в процессе дуализации, (которая желательна, но не обязательна в любовных отношениях. Важно вообще, чтоб у человека были дуальные отношения хоть с кем-нибудь) все эти векторы могут раскрываться в позитиве.
Т.е. человек может быть ВНЕ ТИМа по двум причинам.
Либо искажение ТИМа в силу неприятия себя. Либо уход от стандартов ТИМа в силу спокойного личностного роста в психологически комфортных условиях.
Второе бывает редко. И, как правило, этому предшествует уход от самообмана, утверждение в собственном ТИМе и только потом снова выход из ТИМа, но уже в другом качестве и по другой причине.