6.1. Активно-динамические состояния.Этика эмоций (E) и деловая логика (P).
читать дальшеЯвляются функциями сильной внешней экспрессии. В этих состояниях человек возбуждён, находится в линейном движении, траекторию которого трудно изменить сразу. На осуществление динамического напора уходит много энергии, поэтому человек в состояниях E и P сильно истощается. Выступление на сцене или скоростной кросс как примеры этих состояний требуют выносливости. Они же наиболее производительны, если направлять их на полезные цели. В единицу времени они потребляют больше нервной энергии, чем любые другие функции.6.2. Пассивно-статические состояния.Этика отношений (R) и структурная логика (L).
читать дальшеЭто самые статические из всех функций. В этих состояниях человек застывает, прекращает активное движение. Он просто занимает соответствующую дистанцию, физическую в случае аспекта L или психологическую в случае аспекта R. Дистанция может резко, скачком измениться, если с объектом-ориентиром что-то случилось. Эти состояния наименее энергозатратны. В них человек не оказывает прямого воздействия на окружающий мир. Именно благодаря этим аспектам образуются устойчивые группы людей, соединённые формально-организационными — L — и неформально-личностными — R — связями.Коммуникативные аспекты этих двух групп не вызывают каких-либо возражений по своей структуре с точки зрения здравого смысла. Для обыденного сознания является привычным, что активная коммуникация протекает динамично, а пассивная — статично.
Однако две следующие группы аспектов парадоксальны, так как принцип их возникновения плохо увязывается с представлениями обыденного сознания: как может быть, чтобы в одном состоянии сливались столь противоположные признаки как пассивность и динамика, а также активность и статика?
И всё же надо принять как закономерность тот факт, что статика бывает активной, а динамика пассивной. Учитывая, что две следующие группы состояний носят иррациональный характер, я привлеку для их изложения язык аналогий и зрительных образов, при помощи которого легче в краткой форме передать суть того, что противится «левополушарному» подходу.
6.3. Активно-статические состояния.Силовая сенсорика (F) и интуиция возможностей (I).
читать дальшеЧисто физическим аналогом состояния F, служит вращательное движение: в нем присутствует движение тела вокруг собственной оси, но сама ось остаётся неподвижной, как у волчка. Благодаря этому состояние очень устойчиво и воздействует своим импульсом на покоящиеся или движущиеся прямолинейно тела. Так и человек, освоивший силовое состояние, «крутится» во все стороны, доминируя в пространстве. Состояние I сравнимо с вихревым полем, которое также совершает движение вокруг неподвижной оси вращения, и в этом смысле является статичным, но и захватывает в сферу своего влияния подобно всасывающей воронке информацию любого сорта, чтобы синтезировать её.6.4. Пассивно-динамические состояния.Сенсорика ощущений (S) и интуиция времени (T).
читать дальшеЭти состояния делают человека очень восприимчивым к изменениям внешней среды, задают его психике настрой на определённую внутреннюю частоту, отклонения от которого вызывают довольно болезненные реакции. Аналогом пассивно-динамических состояний, таким образом, является колебательное, волнообразное движение. Состояние T напоминает колебания маятника часов, ритм которых отсчитывает кванты времени. В этом состоянии чутко отслеживается отклонение процесса от его естественной скорости развития. Состояние S удобно сравнить с ритмичным плеском морской волны, омывающей тело человека. Если человек колеблется в резонанс с её движением, он испытывает расслабляющее ощущение физически плавного контакта, а если в противофазе, то ощущение становится дисгармоничным, беспокоит неприятный разнобой. Динамика в этих состояниях есть, но она пассивна, требует подстройки к навязанному извне ритму.На этом можно закончить общий обзор доминант психики. Следующий шаг, который нам предстоит сделать, это конкретизировать соционические универсалии, описав их проявления на всех уровнях коммуникативного пространства, — интеллектуальном, социальном, психологическом и физическом.
7. Коммуникативные состояния на практикеЧеловек не всегда бывает цельным. Противоречивые состояния, в которых он порой пребывает, дисгармонично «расщепляют» его психический мир, порождая раздвоенность. В таком случае говорят, что человек неконгруэнтен. Под конгруэнтностью, следовательно, в данном случае понимается адекватность, достоверность посылаемых сигналов по всем уровням коммуникации.
Для практикующего индивидуальные консультации социоаналитика крайне важно уметь сличать отдельные проявления какого-либо состояния на разных уровнях. Это позволяет сделать вывод о том, насколько естественно ведёт себя человек. Если отмечены грубые неконгруэнтности, то этому субъекту либо не стоит доверять, раз он перед вами беззастенчиво играет, либо у него имеются серьёзные психологические проблемы вплоть до невроза, и тогда им стоит заняться вплотную.
По-настоящему конгруэнтная личность во время общения говорит именно то, что подразумевает, и выражает в своей позе, мимике, жестах именно то, что сейчас чувствует. Конгруэнтные состояния энергетически и информационно наиболее выгодны. Они демонстрируют нам образцы чистой и полной коммуникации. О них и пойдёт речь в данном разделе.
7.1. Активно-динамические состояния
7.1.1. E — этика эмоцийчитать дальшеНаходясь в состоянии эмоционального возбуждения, человек теряет объективную строгость своих суждений и погружается в бурную стихию субъективных предпочтений и чувств. Его сознание выносит очень пристрастные оценки, которые являются всего лишь выражением ценности предмета или человека для него самого. Мыслительный процесс при этом приобретает форму речи, богатой интонациями, быстрой по темпу и пространной по словесному наполнению. Мышление протекает как диалог с реальным или вымышленным собеседником.
Человек в состоянии E претендует на социальную роль эмоционального «вовлекателя». В коллективе он обращает внимание на настроение людей и активно воздействует на тех, кто отклоняется от общего уровня эмоций группы. Задача эмоционального вовлекателя — в зависимости от ситуации либо поднять всем настроение, развеселить или вдохновить, либо вызвать отрицательные эмоции, неприятно задеть, взбудоражить. Выполнив задачу эмоционального вовлечения, Е-тип переключается на внешнюю коммуникацию — завязывание связей в других коллективах и оценку положения дел у них. Эта сторона неформальной роли человека в состоянии E называется разведка ресурсов.
В психологическом отношении состояние E выражается как захватывающее человека сильное желание, страсть. Оно может выплеснуться в виде бурной радости или неутешного горя. В состоянии E другого человека чувствуют как самого себя. В этом суть процесса эмпатии, которая так необходима практикующему психологу. Состояние E рационально, то есть оно человеком осознаётся, однако им очень тяжело управлять. Страсть, будь то радость или горе, всегда одностороння: она концентрирует все психические ресурсы человека на одном объекте и лишает его тем самым возможности выбора.
Хорошо узнаваемы физические признаки человека, погружённого в состояние Е. Это широко «распахнутые» горящие глаза, богатая мимика, быстрая и выразительная жестикуляция, беспорядочно-порывистые движения, изменение цвета лица (покраснение или побледнение). Умение входить в состояние E необходимо всем, кто работает на сцене или вообще выступает перед аудиторией. Эмоциональная выразительность актёра или оратора — главное средство влияния на аудиторию.7.1.2. P — деловая логикачитать дальшеСостояние деловой логики в интеллектуальном смысле — это расчётливость, оценка выгоды, продумывание целесообразных способов действия. Мышление по Р-образцу протекает в форме вербальных рассуждений по формуле «если — то». Выстраиваются длинные цепочки причин-следствий. Грамматика такой речи довольно бедна, зато Р-речь динамична, отличается лексическим разнообразием, хорошо передаёт развивающиеся процессы.
На социальном уровне долго удерживаемое P состояние порождает неформальную роль двигателя группы. Дело в том, что в состоянии P человек не может сидеть без дела — он постоянно пребывает в какой-то приносящей пользу активности. Рядом с человеком, находящимся в Р-состоянии, невозможно отдыхать. Своим трудовым ритмом он невольно включает в работу всех, кто с ним общается на близкой дистанции. По этой причине рабочие коллективы выдвигают таких людей в качестве официальных руководителей. Вторая сторона Р-роли в коллективе — формальный лидер.
Психологически коммуникативный аспект P порождает состояние двигательного возбуждения, жажду полезной деятельности. В состоянии P человек испытывает подъём работоспособности, становится энергичным и целеустремлённым. Это состояние очень энергозатратно, поэтому человек, пребывающий в нём, много нервничает, часто несдержан. Всякое отвлечение от работы воспринимается им как бесполезная потеря времени, убыток.
Состояние P физически — это быстрые движения с равномерно отлаженным ритмом. Сокращения-расслабления мышц подчинены одной цели, производятся в одном направлении, поэтому в таком состоянии человек довольно негибок и неразворотлив. Войдя в Р-состояние, человек полностью ему отдаётся, превращается в некое подобие производительного механизма. Из него трудно выйти сразу. Набрав инерцию, мышцы продолжают ритмично сокращаться, а конечности двигаться. Чем более напряжён труд, тем большее время требуется для восстановления сил.7.2. Пассивно-статические состояния
7.2.1. L — структурная логикачитать дальшеНа интеллектуальном уровне аспект L означает построение схем, структур, классификаций. Этот вид логики преследует цель не эффективности и выгодности, а правильности и соразмерности пропорций. Мысля в категориях L, человек производит сравнение одного объекта с другим по тому или иному критерию и размещает его в соответствующей клетке классификационной таблицы. L-мышление представляет собой краткие, предельно сжатые формулировки и определения. Закон структурно-логического мышления — минимум лексики (значимых слов) и максимум грамматики (служебных слов — предлогов, союзов, частиц, вводных оборотов).
Долго удерживаемое состояние L приводит к неформальной роли в коллективе -систематизатор или эксперт. Она выражается в вынесении объективных, незаинтересованных суждений по любым вопросам жизнедеятельности. Человек в состоянии L склонен к обособлению внутри группы, к действию по существующим в её рамках писаным и неписаным нормам и правилам. Вторая сторона L-роли — это судья. К такому человеку обращаются, зная его максимальную невовлечённость, за тем, чтобы он трезво рассудил тот или иной спорный случай.
Психологически человек в L-состоянии отличается хладнокровием и безразличием. В этом состоянии отсутствуют какие-либо чувства и субъективные пристрастия. Образно это состояние можно уподобить глыбе льда или геометрической правильности кристалла какого-нибудь минерала. Это наименее психологичное состояние, так как в нём совершенно нет души, человеческой теплоты. Но, с другой стороны, оно самое уравновешенное и стабильное. Это состояние послушания, исполнительности и дисциплинированности.
На физическом уровне для человека в состоянии L характерно практически полное отсутствие проявлений «жизни». Мимика своей неподвижностью напоминает статую, корпус прям и зафиксирован, глаза тусклые и ничего не выражающие. Движения тела сведены к минимуму. Соблюдается правило «один орган — одна функция», то есть рукой только берут, ногами ходят, а ртом — едят. Операции выполняются подчёркнуто дискретно, с заметной фиксацией начала и конца.7.2.2. R — этика отношенийчитать дальшеИнтеллектуально коммуникативный аспект R проявляется как завуалированные, скрытые оценки. Рассуждая в R-форме, человек как бы боится сам себе признаться в том, что один объект он предпочитает другому. В этом состоянии производится выбор между двумя с точки зрения логики совершенно равнозначными вариантами. Есть ещё другая стратегия R-мышления — сознательный выбор противоположного тому, чего действительно хотелось бы. Таким образом, R-суждения рациональны, то есть имеют свою причину, пусть она и скрыта, но абсолютно нелогичны.
На социальном уровне человек в состоянии R способен играть неформальную роль гармонизатора в коллективе. Его действия направлены на то, чтобы поддерживать тёплый и дружелюбный психологический климат, сглаживать острые углы, примирять людей. Человек, выполняющий R-роль, выступает не как судья или «разрешатель» конфликтующих противоположностей, а как их примиритель. Он умеет успокоить людей, снять эмоциональное напряжение. Личные приверженности при этом, конечно, не пропадают, а тщательно скрываются.
Психологически состояние R переживается как внутреннее тяготение к кому или чему-либо, как глубокая привязанность. Интересно, что это состояние не является эмоциональным. В нём нет экспрессии, зато присутствует долговременная зависимость морально-этического характера. Состояние R — это гарантия верности в отношениях. Оно подобно стрелке компаса, которая при любых попытках повернуть его корпус, возвращается к своему «родному» северному направлению. Благодаря R мы воспринимаем людей, местности и времена как свои, родные или как чужие, чуждые.
Физически состояние R очень трудно для идентификации именно потому, что в нём истинное отношение скрывается либо за безразличием, либо за противоположностью. Его можно обнаружить по едва заметным рассогласованиям и мелким сбоям в обычном общении. Чуть задрожал голос, слегка изменился цвет лица, вздрогнули и приняли своё привычное положение веки — всё это надёжные сигналы отношений. Косвенно проявляемые симпатии-антипатии, притяжение к человеку или отталкивание от него, сопровождаемые лёгким внутренним волнением, физически свидетельствуют о том, что вы наблюдаете состояние R.7.3. Активно-статические состояния
7.3.1. F — силовая сенсорикачитать дальшеИнтеллектуально состояние F означает восприятие силы-слабости. Мышление в этом состоянии предельно конкретное, заземлённое, опредмеченное. Оно обязательно сопровождается мышечными ощущениями. Мыслительную технологию F удобнее всего сравнить с «прощупыванием» или «взвешиванием» объекта. F-мышление является невербальным — оно не использует слов. Человек, который мыслит по силовой сенсорике, опускает глаза вниз, к земле. Он как бы слушает своё тело.
В социуме человек со стойким состоянием F претендует на роль силового центра группы. Он вмешивается в ход деятельности группы, когда чувствует, что нужно ускорить, замедлить события или вообще изменить их направление. F-тип как дирижёр управляет группой одним движением руки, поворотом головы или сменой положения тела. Но он обычно не стремится стать перед группой, официально возглавить её. Поэтому другое название F-роли в социуме — неформальный, или теневой лидер.
Психологически состояние F ощущается как полная уверенность в себе. Любые сомнения, переживания, рефлексия несовместимы с этим состоянием. Чувство хозяина, где бы человек ни находился. Настрой на победу любой ценой. Крепкая нервная система и владение собой. Быстрая мобилизация сил, позволяющая в любую секунду нанести или отразить удар. Всё это — однозначные психологические признаки состояния F.
На физическом уровне это состояние требует массивного, налитого тела. Движений немного, но все они совершаются твёрдо, одним рывком, без пауз. Статическая поза крепко стоящего обеими ногами на земле человека. Взгляд острый, пристальный, тяжёлый. Этим взглядом как бы взвешивают, оценивают расстановку сил. Несмотря на прочную заземлённость, сквозь тело как-будто проходит ось вращения: состояние F очень разворотливо — корпус легко поворачивается в любую сторону, быстро реагируя на ситуацию спереди, сзади, сбоку.7.3.2. I — интуиция возможностейчитать дальшеВ мыслительном отношении интуиция I — это добыча информации из подсознания. Подсознательная кладовая информации человека по объёму равна внешнему миру, поэтому интуиция возможностей — самая интеллектуальная из функций мышления. В состоянии I человек опускается ниже черты сознания и черпает из глубин своего интеллекта ответы на парадоксальные вопросы, перед которыми логика бессильна. Технологически интуитивное мышление I представляет собой операции с визуальными образами. Смутные картины, добытые из подсознания, синтезируются в сложный комплекс, который, уплотняясь, в какой- то миг озаряется яркой вспышкой света — интуитивной догадкой. У человека, мыслящего по I-способу, глаза застывают на среднем уровне, а зрачки расширяются. Взгляд становится расфокусированным.
Если состояние I человек удерживает долго, то в социуме он будет займет роль интеллектуального лидера — генератора идей. I-тип проявляет повышенную интеллектуальную активность, стремится к новым и сложным задачам. Генератору идей с большим трудом даются стандартные, рутинные операции. Все свои силы он отдаёт тому, чтобы избавиться от них, изобретая новые подходы. Человека в состоянии I мало волнует мнение людей о его предложениях и проектах. Совершая открытие, он удовлетворяет своё познавательное любопытство.
Психологически в состоянии I человек испытывает чувства, связанные с погружённостью в себя, — внешняя отрешённость при сильном внутреннем сосредоточении. Это состояние напоминает по своему психологическому эффекту прорыв плотины. Первый этап интуитивного процесса сопровождается мучительным чувством неудовлетворённости: человек места себе не находит, вынашивая идею. Идея, казалось бы, зреет сама по себе, но в этот медленный процесс приходится вмешиваться, чтобы из подсознания вышли именно те образы, которые нужны. Затем интеллектуальное напряжение резко, скачком сменяется облегчением и радостью — идея, наконец, родилась на свет.
На физическом уровне состояние I превращает вас в человека нестандартного поведения. Очень выразительным становится лицо: застывший, расфокусированный взгляд, напряжены мышцы вокруг глаз, сдвинутые к переносице брови образуют вертикальные складки на лбу. Тело замирает в той позе, в которой вас застигла интуитивная мысль. Движения замирают, устанавливается статика. Так продолжается до момента прозрения, после которого статика внезапно сменяется бурной эмоциональной динамикой. Сильным физическим стимулятором состояния I является ощущение плавания — погружения в воду или невесомости.7.4. Пассивно-динамические состояния
7.4.1. S — сенсорика ощущенийчитать дальшеИнтеллектуальная деятельность в состоянии S — это обработка сигналов, поступающих от всех органов чувств. В состоянии S человек впитывает в себя все воздействия со стороны внешнего мира — звуки, запахи, прикосновения, температуру — и сравнивает их между собой в едином сенсорном комплексе. Отличие от состояния F в том, что упор делается на динамику ощущений — на то, усиливаются они или ослабляются, гармонично сочетаются или поступают вразнобой. В состоянии S человек опять-таки мыслит не словами и не картинами, а всем своим телом.
Устойчивые состояния S приводят на социальном уровне к неформальной роли в коллективе, которая называется доводчик, или оформитель. Такой человек хорошо себя проявляет, когда внешняя обстановка, воспринимаемая через органы чувств, находится в гармоничном состоянии. S-тип избегает деятельности, которую сопровождает дискомфорт, шум, принуждение, длительное напряжение сил. Поэтому доводчик активен на изолированном участке социума. Его деятельность хоть и ограничена, но при этом универсальна и разнообразна: монотонность и повторяемость несовместимы с состоянием S.
На психологическом уровне состояние S переживается как удовольствие, наслаждение, насыщение, удовлетворение чувства жажды или голода. В состоянии S человек выражает свои чувства через конкретную заботу, помощь в удовлетворении биологических потребностей. Это состояние можно сравнить с процессом запечатления изображения на фотографической плёнке, нанесением рисунка на поверхность бумаги, записью звука на магнитную ленту и т. п. S — наиболее диагностирующее состояние: оно позволяет определить локализацию болевых ощущений в организме и их интенсивность. Для этого состояния характерна постоянная циклическая динамика — наполнение и опорожнение полых органов и сосудов циркулирующим субстратом.
Физически состояние S узнаётся по мягкому и расслабленному телу, удобной позе, в которой площадь тела максимально соприкасается с поверхностью опоры. В состоянии S заметны равномерные физиологически обусловленные процессы в организме — дыхание, кровообращение, волны тепла. Жесты скупые и точные, но при этом плавные, без напряжения. Мимика связана с сокращением вкусовых мышц, расположенных вокруг рта и носа. На лице отпечатывается удовольствие или неудовольствие, наслаждение или отвращение.7.4.2. T — интуиция временичитать дальшеСостояние T на интеллектуальном уровне формирует наиболее абстрактный тип мышления, который отражает обусловленные временем глобальные процессы внешнего мира. Закон энтропии — неуклонный переход от более организованных форм жизнедеятельности к более хаотическим и упрощённым — лежит в основе Т-мышления. Рождение, становление, смерть и новое рождение в иных формах — вот какая информация занимает мозг человека в этом состоянии.
Если в I состоянии человек добывает знания изнутри себя, из своих подсознательных слоёв психики, то в T состоянии информация поступает извне — из «Космоса». Мышление по интуиции времени происходит в динамических зрительных формах. Глаза при этом поднимаются вверх и совершают небольшие колебания, словно пытаются проследить за движением образа.
Устойчивое состояние T в социуме приводит к закреплению неформальной роли «отражатель». В этом состоянии человек прогнозирует всю социально-психологическую динамику коллектива — является как бы чутким индикатором изменений. В нём, как в капле воды, отражается всё плохое и хорошее, что было, есть и будет в данной группе людей. В Т-состоянии человека ожидает противоречивое сочетание участи «пророка» и в то же время жертвы, которую все обвинят в общих неудачах.
В психологическом плане Т-состояние переживается как виктимность (жертвенность). Это состояние наиболее религиозно окрашено, так как оно проникнуто стремлением освобождения от всего земного, плотского, связывающего дух. В состоянии T человека тянет к загадочному, потустороннему, трансцедентальному. В своём неумеренном проявлении оно приводит к галлюцинациям, возникновению различных мистических видений. Человек со стойкими Т-состояниями наиболее подвержен гипнозу. Другой оттенок переживаний по интуиции времени — это подвластность судьбе, отсутствие свободы воли, жизнь по велению высших сил.
Один из важнейших признаков Т-состояния — это потеря ощущений своего тела. В Т-состоянии человек не чувствует ни боли, ни плотских наслаждений. Безжизненность тела проявляется в его хрупкости, бледности и внутренней пустоте. Т-состояние выражается через позы смирения: опущенные плечи, втянутая или, наоборот, слишком вытянутая шея, наклонённая или приподнятая голова, общая согбенность фигуры. Движения в этом состоянии равномерно-замедленные и плавные. Это словно какой-то сон наяву. Глаза у человека в Т-состоянии очень печальны, в них словно отблеск неяркого таинственного, «лунного» света.